Шопенгауэр, философия, развитие, эффективная жизнь

Артур Шопенгауэр. Философия жизни

Тот, кого природа щедро наградила в умственном отношении, является счастливее всех… Обладателю внутреннего богатства не надо извне ничего, кроме одного обязательного условия — досуга, чтобы быть в состоянии развивать свои умственные силы и наслаждаться внутренним сокровищем, другими словами — ничего, кроме возможности всю жизнь, каждый день и каждый час быть самим собою.

Сколько людей в постоянных хлопотах, неутомимо, как муравьи, с утра до вечера заняты увеличением уже существующего богатства; их пустая душа невосприимчива ни к чему иному. Высшие наслаждения — духовные — недоступны для них; они тщетно стараются заменить их отрывочными, мимолётными и чувственными удовольствиями, требующими мало времени и много денег. Результаты счастливой, сопутствуемой удачею жизни такого человека выразятся на склоне лет в порядочной куче золота, увеличить или промотать которую предстоит наследникам.

У интеллигентного человека создаётся лишняя потребность, потребность учиться, видеть, образовываться, размышлять… Благодаря им (потребностям) интеллигентному человеку доступны такие наслаждения, которых не существует для других… Богато одарённый человек живёт наряду со своей личной жизнью ещё второю, а именно духовною, постепенно превращающейся в настоящую цель, причем личная жизнь становится средством к этой цели, тогда как остальные люди именно это пошлое, пустое, скучное существование считают целью.

Как счастлива страна, которая нуждается в малом ввозе или совсем в нём не нуждается, так и из людей счастливым будет тот, в ком много внутренних сокровищ, и кто для развлечений требует извне лишь немного или ничего… Ведь все внешние источники счастья и наслаждений ненадежны, сомнительны, переходящи, подчинены случаю и могут иссякнуть… Кто имеет много в себе, подобен светлой, веселой, теплой комнате, обуженной тьмой и снегом декабрьской ночи.

Во всей нашей деятельности мы справляемся прежде всего с чужим мнением, почти половина всех испытанных когда-либо огорчений и тревог вытекает из заботы о его удовлетворении.

Не стоит гоняться за славой, ибо ели ты прославился, тебя замучают завистники. В какой бы области не появилось прекрасное, тотчас же все многочисленные посредственности заключают между собой союз с целью не дать ему хода, и если возможно — погубить его. Но даже те, кто сами имеют заслуги и ими сами добыли себе славу, без удовольствия встречают возникновение чьей-либо новой славы, лучи которой заставят померкнуть их собственный блеск.

Слава есть, бесспорно, нечто производное — эхо, отражение, тень, симптом заслуг, а так как во всяком случае объект ценнее самого восторга, то, следовательно, источник славы заключается не в славе, а в том, чем она добыта, т.е. в самих заслугах. Лучшим, чем может быть человек, он должен быть для самого себя; как это отразится в головах других,чем он окажется в их мнении — это неважно и должно представлять для него второстепенный интерес.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *