Преемственность, развитие, эффективная жизнь

Преемственность поколений как современный социокультурный процесс

В условиях трансформации российского общества в постсоветский период видны особенности изменения традиционной системы ценностей граждан нашей страны. Эти особенности легко наблюдать применительно к представителям молодого поколения (молодёжи), живущим в крупных мегаполисах, таких как Москва.

Уместно предположить, что в условиях постоянного увеличения скорости протекания информационных процессов в современном обществе (обусловленного влиянием глобализации), динамика изменения ценностных ориентаций молодежи в будущем также будет усиливаться.

Уменьшение роли традиционных ценностных ориентаций молодежи России

Касательно повседневности можно говорить о сочетании в ценностном пространстве современной молодежи ценностей традиционных, передающихся от старших поколений через работу механизма преемственности, и вновь формируемых под влиянием массовой культуры и «общества потребления», а также о преобладании той или ценностной ориентации применительно к отдельным представителям молодежной среды.

С большой вероятностью можно утверждать, что доля традиционных ценных ориентаций применительно к российской молодежи будет снижаться в двух-трёх последующих поколениях вперед.

Вопрос обеспечения преемственности поколений становится наиболее острым именно в переходные исторические периоды развития общества, как тот, в котором мы живем в настоящее время, связанный со сменой государственного строя в 1991 году при распаде Советского Союза.

Переходное поколение

Применительно к молодежи, сегодня существует некое (так называемое) стыковое или переходное поколение: категория молодых людей, которые родились в СССР  в период с 1985 по 1990 годы, их детство прошло в СССР, а личностное их становление происходило уже в России.

Возвращаясь к разговору о переходном периоде, в котором мы живем сегодня, отметим, в ХХ веке наша страна пережила подобного рода несколько мощных исторических эпизодов, оказавших влияние на естественный ход процессов, связанных со сменой поколений. Это две революции 1917 года, Великая Отечественная война и распад СССР как государства в 1991 году. Эти исторические события особым образом повлияли на процесс естественной смены поколений в социокультурном плане, как связанные наряду со сменой государственного строя и общественного устройства в 1917 и 1991 годах, так и с многочисленными людскими потерями во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах.

Если посмотреть на Советский Союз как на государство, нельзя не заметить, что за сравнительно короткий (по историческим меркам) период существования, (около 70-ти лет) предшествующими поколениями граждан нашей страны было очень много сделано в общественном плане. Сразу видны достижения в различных сферах народного хозяйства и общественной жизни (культура, спорт, советское искусство, театр и д.р.). Достижения, которые мы до сих пор мы используем в повседневной жизни, да и наши дети, наверняка, будут использовать, и которые остаются признанными во всем мире.

Устойчивость института семьи

При рассмотрении особенностей функционирования института преемственности поколений, интересны причины существования различий и сходств в протекании социокультурных процессов в современном обществе по сравнению с обществом советского периода.

В связи с этим, уместно отметить, что наиболее существенное значение для функционирования института преемственности поколений является сохранение культурно-исторической памяти.

Поэтому система общественного воспитания, основанная на особенностях функционирования института преемственности поколений, должна строиться именно на базе развития института семьи как института первичной социализации человека, так как основным носителем культуры общества является именно семья. Под влиянием ценностей, передаваемых из вне массовой культурой, понятия, относящиеся к семейной жизни, у современной молодежи искажены.

Тезаурусная концепция

Вопросы социализации, и в частности первичной социализации, исследованы целым рядом советских и российских ученых.

Одним из значимых результатов научной деятельности в этом направлении являются труды школы Московского гуманитарного университета, а в частности разработанная учеными МосГУ концепция социализации молодежи на основе применения так называемого тезаурусного подхода (разработанного Вал.А. и Вл. А. Луковыми применительно к общей теории культуры) как субъектно-ориентированного и представляющего интерес для изучения социокультурных процессов преемственности.

Тезаурус в наиболее общем виде определяется как «полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни». Применительно к индивиду тезаурус – конструкция знаний, которыми он располагает, которые он освоил. Ось иерархической организации этой конструкции лежит в иной плоскости, нежели в систематическом своде человеческих знаний, которые сохраняются, видоизменяются, дополняются в форме науки. Оси тезауруса  — в системе координат «свой-чужой», которая обеспечивает ориентацию человека в окружающей среде. «Тезаурусная концепция основывается на том, что знания, ценности усваиваются по принципу свое-чужое-чуждое и на том, что в тезаурус встроен защитный механизм от информации, основанной на антиценностях»                            (Н.А. Селиверстова. «Культурное воспроизводство: вопросы методологии и методики исследования». Гуманитарные науки: теория и методология. 2012).

На основе тезаурусной концепции интересным является  утверждение, что «передача социального опыта от поколения к поколению, формирование нового социального опыта идут в рамках тезаурусных конфигураций (т.е. тех или иных установившихся тезаурусов, которые поддерживаются одними группами социальных субъектов и отличаются от тезаурусов, поддерживаемых другими группами социальных субъектов» (А.И. Ковалева, «Тезаурусная концепция социализации», Знание.Понимание.Умение, 2015).

Таким образом, на основе тезаурусной концепции возможно сохранение подходов при формировании социокультурных процессов преемственности поколений и анализе их изменения применительно к функционированию и дальнейшему развитию института семьи в нашей стране.

Для исследования интересным предметом является исследование устойчивости института семьи в молодежной среде.

Задача – сохранение в будущих поколениях себя, своей идентичности, идентичности своего рода, прежде всего на ценностном уровне восприятия, пока не принимая во главу угла вопросы генетики.

При этом предполагается, что в понятие устойчивости «института семьи» входит потребность молодого человека в создании семьи, его стремление создать семью, значимость семьи в его жизни.

Следовательно, важным является определение особенностей влияния социокультурных аспектов преемственности на процессы становления и значимости института семьи в современной молодежной среде и в последующем на процессы устойчивости функционирования института семьи.

Значимость института преемственности

Интересной является мысль о том, что у молодежи, родившейся в период с 1985 по 1990 годов, молодых родителей, которые сами родились еще в СССР, значимость института преемственности выше, поэтому его влияние сильнее и потребность в необходимости создания и сохранения семьи выше, поэтому вероятность того, что семья будет нормальная (устойчивая) тоже выше, по сравнению с молодыми родителями, родившимися после 1991 года, а тем более после 2000 года.

Выход на понимание значимости нормального функционирования института преемственности порождает у молодого человека желание создавать семью и обеспечивать продолжение естественного функционирования процесса преемственности уже в своей семье через передачу культурных ценностей детям.

При этом необходимо также учитывать, что по сравнению с жизнью старшего поколения наших родителей, в современном обществе информационное поле иное.

Важно в каждой молодой семье увидеть и определить модель преемственности, определить механизм культурной преемственности при передаче ценностей от родителей детям для обеспечения в дальнейшем непрерывности естественного функционирования института преемственности с помощью такого механизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *