Преемственность, развитие, эффективная жизнь

Преемственность поколений как современный социокультурный процесс

В условиях трансформации российского общества в постсоветский период видны особенности изменения традиционной системы ценностей граждан нашей страны. Эти особенности легко наблюдать применительно к представителям молодого поколения (молодёжи), живущим в крупных мегаполисах,таких, например, как Москва.

Уменьшение роли традиционных ценностных ориентаций молодежи России

Уместно предположить, что в условиях постоянного увеличения скорости протекания информационных процессов в современном обществе (обусловленного влиянием глобализации), динамика изменения ценностных ориентаций молодежи в будущем также будет усиливаться.

Касательно повседневности можно говорить о сочетании в ценностном пространстве современной молодежи ценностей традиционных, передающихся от старших поколений через работу механизма преемственности, и вновь формируемых под влиянием массовой культуры и «общества потребления», а также о преобладании той или ценностной ориентации применительно к отдельным представителям молодежной среды.

С большой вероятностью можно утверждать,что доля традиционных ценных ориентаций применительно к российской молодежи снижается и будет продолжать снижаться в ближайшие 5-10 лет, а тем более в следующем поколении людей.

Вопрос обеспечения преемственности поколений становится наиболее острым именно в переходные исторические периоды развития общества, как тот кризисный, в котором мы живем в настоящее время, подобный периоду, связанному со сменой государственного строя в 1991 году при распаде Советского Союза.

Переходное поколение

Применительно к молодежи, сегодня существует некое (так называемое) стыковое или переходное поколение: категория молодых людей, которые родились в СССР  в период с 1985 по 1990 годы, их детство прошло в СССР, а личностное их становление происходило уже в новой России.

Возвращаясь к разговору о переходном периоде, в котором мы живем сегодня, отметим, в ХХ веке наша страна пережила подобного рода несколько мощных исторических эпизодов, оказавших влияние на естественный ход процессов, связанных со сменой поколений. Это две революции 1917 года, Великая Отечественная война и распад СССР как государства в 1991 году. Эти исторические события особым образом повлияли на процесс естественной смены поколений в социокультурном плане, как связанные наряду со сменой государственного строя и общественного устройства в 1917 и 1991 годах, так и с многочисленными людскими потерями во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах.

При рассмотрении особенностей функционирования института преемственности поколений, интересны причины существования различий и сходств в протекании социокультурных процессов в современном обществе по сравнению с обществом советского периода.

Посмотрим особенности функционирования института преемственности поколений на базе функционирования института семьи как института первичной социализации человека, так как основным носителем культуры общества является именно семья. Назовем это тезаурус института семьи.

Тезаурусная концепция

Тезаурус в наиболее общем виде определяется как «полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни». Применительно к индивиду тезаурус – конструкция знаний, которыми он располагает, которые он освоил. Ось иерархической организации этой конструкции лежит в иной плоскости, нежели в систематическом своде человеческих знаний, которые сохраняются, видоизменяются, дополняются в форме науки. Оси тезауруса  — в системе координат «свой-чужой», которая обеспечивает ориентацию человека в окружающей среде. «Тезаурусная концепция основывается на том, что знания, ценности усваиваются по принципу свое-чужое-чуждое и на том, что в тезаурус встроен защитный механизм от информации, основанной на антиценностях». 

На основе тезаурусной концепции интересным является  утверждение, что «передача социального опыта от поколения к поколению, формирование нового социального опыта идут в рамках тезаурусных конфигураций (т.е. тех или иных установившихся тезаурусов, которые поддерживаются одними группами социальных субъектов и отличаются от тезаурусов, поддерживаемых другими группами социальных субъектов».

Под влиянием ценностей, передаваемых извне массовой культурой, понятия, относящиеся к семейной жизни, у современной молодежи искажены. Термин «семьи» в традиционном её понимании забыт и заменяется понятием брачного союза между мужчиной и женщиной или брачных отношений. В связи с этим большая часть молодых людей, желающих создать так называемую «семью», по всей видимости рассчитывают на создание брачных отношений или как говорят многие девушки: «желают вступить в брак».

А хорошее дело, как известно, браком не назовешь.

Устойчивость института семьи

Таким образом, на основе тезаурусной концепции возможно сохранение или изменение подходов при формировании социокультурных процессов преемственности поколений применительно к функционированию института семьи и применительно к понятию устойчивости института брака.

Задача – сохранение в будущих поколениях себя, своей идентичности, идентичности своего рода, прежде всего на ценностном уровне восприятия, пока не принимая во главу угла вопросы генетики. А это сохранение возможно только применительно к сохранению института семьи, а не к устойчивости института брака. Брак в современных реалиях – явление временное.

При этом предполагается, что в понятие устойчивости «института семьи» входит понимание термина «семьи», потребность молодого человека в создании семьи, его стремление создать семью, значимость семьи в его жизни.

Следовательно, важными являются особенности влияния социокультурных аспектов преемственности на процессы становления семьи, а не брачного союза, и в последующем на процессы устойчивости функционирования института семьи.

Степень понимания значимости преемственности порождает у молодого человека желание или нежелание создавать семью и обеспечивать продолжение естественного функционирования процесса преемственности уже в своей семье через передачу культурных ценностей детям.

Так, у молодежи, родившейся в период с 1980 по 1990 годов, еще в СССР, значимость преемственности и её влияние,казалось бы, должна быть выше. Но, при том, что их детство прошло в другом строе, становление из как личностей в юношеские годы происходило именно в девяностые годы прошлого века, в период, когда в нашу страну с Запада хлынули потоки чернухи, или, если выражаться корректно, новые веяния западной массовой культуры.

Ну и конечно в первую очередь от этих веяний пострадали более внушаемые представительницы слабого пола.

Именно это поколение женщин, половое становление которых произошло в конце 90-х годов, и прошло через горнила свободного сексуального рынка, через потоки глянцевой чернухи и пропаганды.

Слабые и внушительные по своей сути женщины конечно не смогли устоять перед этим разрушительным натиском. Немаловажную роль в их становлении также сыграло и позднесоветсокое уже матриархальное воспитание, которое заложило в них азы работы психики. Не секрет, что психика чувствительной и внушаемой женщины разрушается быстро и необратимо.

Именно эти женщины в последующем вступали в браки, разводились, предавали детей, обрекая их на неадекватный семейный сценарий, лишали себя, а заодно и мужчин природного счастья, возможности реализоваться в семье, способности быть верными спутницами, добрыми, искренними женами и любящими матерями.

Так вот, теперь про наше время.Необходимо учитывать, что по сравнению с жизнью старшего поколения наших родителей, в современном обществе информационное поле совершенно иное.

Как увидеть и определить модель преемственности, определить механизм культурной преемственности при передаче именно семейных ценностей от родителей детям для обеспечения в дальнейшем непрерывности естественного функционирования института преемственности с помощью такого механизма?

Попробуем посмотреть на процесс преемственности, на его функционирование применительно к сегодняшней жизни,какое значение имеет существенность преемственности при создании молодой семьи.

Мы сказали выше, что применительно к молодежи, сегодня существует некое (так называемое) стыковое или переходное поколение: категория молодых людей, которые родились в СССР  в период с 1980 по 1990 годы, их детство прошло в СССР, а личностное их становление происходило уже в России.

Соответственно родители этих молодых людей, в силу их возрастных характеристик, сформировались как личности в Советском Союзе, да и большую жизнь прожили именно в СССР при другом общественном строе. И воспитание их, и становление как личностей происходило совершенно при других жизненных обстоятельствах вокруг.

Как известно, семьи в Советском Союзе создавались стихийно. Мужчины вступали в брак со школьной скамьи, никого подбора спутников жизни не существовало. На большей части территории СССР, за исключением может республик Кавказа и Азии, союзы создавались по принципу юношеской влюбленности, по быстрому и с тем, кто рядом оказался.

Получается, что то, упомянутое выше,стыковое поколение молодежи изначально оказалось обречено на сложную судьбу. Кроме того, что приняло на себя удар переходного периода, связанного с развалом Советского Союза, да еще и впитало инпринт искаженной модели межполового взаимодействия, применительно к созданию семьи. К возрасту вступления в брак эти люди ориентировались на то, что скажут родители, потому, что бабушек и дедушек к тому времени у многих уже не осталось.

Если принять условно, что переходный процесс трансформации нашего российского общества, связанный с распадом СССР,завершился примерно к 2000-му году, то получается, что поколение родителей современной молодежи подошло к концу процесса в возрасте около 50-ти лет, т.е. прожив к 2000 году большую часть сознательной взрослой жизни.

Так получается, что с нарушением естественного протекания процесса преемственности нарушен и механизм передачи знаний об адекватной модели межполовых отношений и о принципах создания и функционирования адекватной семьи. Именно семьи, а не брака. Семьи, с главенствующей ролью мужчины-руководителя и большим количеством детей как во времена наших славных предков.

Родители начинают давать рекомендации своим детям в вопросах создания семьи, в принципах, на которых должна строиться семья, как себя вести в семейных отношениях, сами при этом зачастую понятия о семье не имеющие, а пребывающие в брачном союзе. Например, при создании семьи,когда родители или запрещают или наоборот навязывают того или иного спутника жизни по тем или иным принципам. Тем самым, создаваемая модель семьи еще более искажается за счет неверной модели, навязываемой родителями, и становится еще более отходящей от традиционного подхода. Когда мужчина подходит к данному ответственному шагу по созданию собственной семьи в зрелом возрасте(существенно старше будущей жены), достигнув определенного уровня духовного и материального развития, готовый к главенствующей роли в семье и ответственности за жену и детей. Женщина, в свою очередь, выходит ЗАМУЖ (от слова за мужем) в молодом возрасте девушкой по любви и рожает здоровое потомство от любимого мужчины, отца их общих детей.

Такая схема в традиционных обществах вырабатывалась и функционировала тысячелетиями. А сейчас это как новость. Но все новое – это, как известно, хорошо забытое старое. Потом все новое тяжело ложится и проходит три стадии внедрения: этого не может быть; в этом что-то есть; только так и должно быть. Только и должна быть описанная выше традиционная схема межполового взаимодействия как наиболее адекватная для рождения и воспитания детей.

Значимость института преемственности

Многие представители старшего поколения действительно считают, что они дают верные рекомендации, оставаясь при этом фактически под влиянием пропаганды прошлого советского строя и в частности искаженной прошивки по поводу вопросов семьи, поскольку существенная часть населения нашей страны так не смогла перестроиться на современный мир и считает, что правильно жить так, как они жили тогда в СССР.

Сегодня многие представители нашего молодого поколения начинают четко осознавать, что модель брачных отношений, рекомендуемая старшим поколением, абсолютно не жизнеспособна, о чем говорит огромное количество разводов среди молодежи на ранних этапах брака (3-7 лет). Ведь во времена наших родителей в Советском Союзе так называемые семьи создавались в основном исходя из интересов общества с целью производства новой рабочей силы.

Да и нужно признать, положа руку на сердце, что кроме семьи у людей поколения наших родителей особо целей – то и не было в плане собственного личностного развития. По работе вариантов было немного,все в основном на заводах работали и менять эти завод было не сильно целесообразно. Бизнеса не существовало, информационный поток был слабый и однобокий. Так, что, как говорится, чем богаты, тем и рады.

Поэтому важно четко определять, что применимо из того, что говорят нам родители и представители старшего поколения,а что совершенно не применимо сегодня. Для современного молодого мужчины важно понимать опасность выбора пути семейного мужчины, а также опасность выбора спутницы, ориентируясь на поведение и жизненную позицию, например, матери.

Пока получается, что наше поколение за советы старших, за ту самую преемственность только расплачивается. Тезаурус создания брака как это было при союзе оказался чуждым, нерабочим сегодня.Поэтому получается, что многие (не все, конечно, но многие) советы, которые концептуально дают нам представители старшего поколения, не применимы сегодня.

А как нужно? Семья, а не брак. Брак в условиях нашего матриархата – явление временное. Можно говорить только об устойчивости брака (низкая, средняя, высокая), но никак не о пожизненном явлении, как мы отмечали выше.

Что касается семьи, то она может быть устроена только на традиционных принципах, исходя из понимания и принятия главенствующей роли мужчины в паре, поскольку именно мужчина обладает сильным мозгом и стратегическим мышлением, а женщина ориентирована эмоционально на выполнение задач в текущем моменте. Как было у наших прадедов в их времена, когда в обществе протекал естественный процесс преемственности поколений. Это не значит,что кто-то, мужчина или же женщина, хуже или лучше. Просто задачи разные. А поскольку семья – стратегический проект, главенствующая роль за мужчиной.

Возвращаясь к вышеописанным возрастным категориям людей отметим, что для изменения ситуации в лучшую сторону необходимо появление нового поколения мужчин и женщин. Женщин, воспитанных исходя из понимания собственной природы и поколения мужчин адекватного возраста,еще не совсем отравленных и устоявших перед матриархальной действительностью.

В этом и заключается особенность функционирования того механизма преемственности, о котором мы говорили выше, того механизма передачи ценностей, именно семейных, от родителей к детям уже применительно к современной жизни, механизма основанного на возвращении понятия семьи с сильным мужчиной – главой и женщиной – верной спутницей и матерью, как фундамента для продолжения рода, для жизни и развития последующих поколений.

Ведь молодежи, родившейся после 2000 года, понятие традиционной семьи вовсе может быть неизвестно.

Только через возвращение традиционной модели межполовых отношений в адекватном ее понимании, сохранении принципов его нормального функционирования через преемственность, возможно сохранения нашего человека как такового в условиях сегодняшней цыфровизации жизни.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *